Если кому-то кризис, вызванный пандемией коронавируса в России, помог подняться, то гостиничный бизнес ощутил на себе его удар в полной мере. По словам члена генерального совета «Деловой России» Дмитрия Шлопака, жертвами экономического кризиса в России уже стало около 22% отелей и, по его же прогнозам, до конца текущего года может закрыться еще 20%. Речь идет о гостиницах так называемого среднего и эконом-сегментов, которые, в отличии от фешенебельных отелей не имели достаточного запаса прочности.
Услуги гостиниц в кризис потеряли своих посетителей по вполне объективной причине: практически полный запрет как на передвижения граждан внутри страны, так и на международные поездки сделал свое дело. Однако и среди представителей гостиничного бизнеса нашлись предприимчивые руководители, вовремя развернувшими деятельность в интернете. Например – предложили свои апартаменты крупным компаниям для проведения брифингов, съездов и прочих деловых мероприятий. Учитывая, что многие бизнес-встречи планируются за несколько месяцев, а бронирование мест можно произвести уже сейчас, идея оказалась довольно удачной. Правда, для ее воплощения было необходимо, чтобы юридическое лицо, представляющее отель, имело все необходимое для заключения В2В сделки через интернет, в том числе – и электронную подпись.
В Сочи отелям, по сравнению с большинством российских регионов, можно сказать, повезло, благодаря, разумеется, выгодному положению города-курорта. Однако и местные отельеры в той или иной степени ощутили на себе удар пандемии. Чтобы пережить проблемный пляжный сезон-2020 держатели гостиниц изобретали всевозможные маркетинговые ходы, расширяя спектр предоставляемых услуг, обещая потенциальным клиентам специальные цены и скидки, разворачивая интригующие рекламные кампании. С целью привлечения новых клиентов в будущем некоторые отели, санатории и пансионаты не только Краснодарского края, но и всей страны, стали организовывать в интернете онлайн-экскурсии по красивым, памятным и культовым местам, имеющимся в их окрестностях. Столь необходимых денег это не принесло, но позволило существенно увеличить число лояльных клиентов и подписчиков аккаунтов отелей в социальных сетях.
Но, как бы то ни было, офлайн-услуги, к которым, несомненно, относится гостиничный бизнес, даже в Сочи оказался в менее выгодном положении, по сравнению с компаниями, имеющими возможность полностью ли частично уйти в онлайн хотя бы на время. Между тем, по прогнозам специалистов, именно онлайн-деятельность, вне зависимости от ее направленности, ожидает бурный расцвет как минимум в ближайшие годы.
Стоит, однако, отметить, что не каждая компания, даже успешная в своем сегменте, обладает всеми необходимыми инструментами для жизни в интернете. В частности, далеко не у всех фирм, работающих даже в сегменте В2В, имеется ЭЦП для торгов. В Сочи, да и не только здесь, еще не все бизнесы имеют эффективно работающие сайты, многие мелкие фирмы еще не освоили электронный документооборот и т.д. Освоить и наладить все это сразу для многих предпринимателей достаточно сложно. Именно поэтому сейчас как никогда уместно было бы обратиться к сторонним специалистам, которые за адекватное вознаграждение могли бы создать, доработать, настроить и наполнить контентом сайт, запустить интернет-магазин или мобильное приложение, взять на себя услуги копирайтеров, дизайнеров и бухгалтеров. Услуги последних, кстати, в Сочи и Адлере вот уже немало лет успешно предоставляет компания «Сочи Бухгалтер», задача которой взять на себя бухгалтерию компании-клиента так, чтобы его бизнес не знал, что такое проблемы с ФНС, а руководитель мог заниматься развитием бизнеса, не отвлекаясь на финансовую документацию и всевозможные рутинные отчеты.